Привет , инвесторы! Сегодня поразмышляем стоит ли покупать Российские акции второго третьего эшелона.

Не секрет, что акции известных ТОПовых компаний занимают львиную долю в объеме ежедневных торгов (порядка 90%). Однако опытные финансисты не оставляют без внимания и так называемые акции второго эшелона и третий эшелон акций. Хотя риск понести убытки при работе с ценными бумагами малоизвестных компаний довольно велик, но потенциальная прибыль часто превышает аналогичные показатели «голубых фишек». На сегодняшний день нет единой формулы оценки инвестиционной привлекательности малоизвестных акций. Причина проста: акции второго и третьего эшелона менее ликвидны, их цена может определяться далеко не рыночными критериями.

Характеристики акций второго и третьего эшелона

  1. В категории низколиквидных акций просматривается определенная ценовая неэффективность. Недостаток исчерпывающей информации о компаниях-эмитентах предопределяет слабое внимание со стороны аналитиков, но в то же время порождает интересные инвестиционные перспективы.
  2. Вложения в акции третьего эшелона с низкой ликвидностью целесообразны на длительный срок, минимум несколько месяцев, а лучше – лет. Иначе, при желании срочно продать акции, вы вполне можете остаться в большом минусе.
  3. Нередко можно наблюдать ситуацию, при которой скорость роста цен на акции второго и третьего эшелона превышает скорость роста цен акций брендовых компаний. Пока ликвидные акции «довольствуются» 5-10%, за этот же промежуток времени низколиквиды могут подскочить в разы.
  4. При желании вложиться перспективные акции второго эшелона, первой задачей будет получение достоверной информации о деятельности компании. И здесь важнейший момент – оценить все факторы, способные повлиять на состоянии активов эмитента. Если таких факторов не выявлено, значить, в лучшем случае, вы получите «заморозку» средств на длительный срок.

 

Последнее популярное веяние российского фондового рынка – акции нового типа,так называемые penny stocks. На западном сегменте таким термином называют дешевые акции, вкладываться в которые весьма рискованно. Эмитентами подобных ценных бумаг, стоимость которых может не достигать и $5, выступают компании, находящиеся на грани разорения или вновь созданные, о которых почти ничего неизвестно.

Не удивительно, что большинство инвесторов стараются избегать такого вида акций, поскольку данная ниша отличается высокой волатильностью и мизерной ликвидностью. Подобные характеристики позволяют отнести penny stocks к списку акций второго эшелона. Но несмотря ни на что, как на зарубежном, так и на отечественном фондовом рынках находятся трейдеры, готовые попытать счастья в торговле такими ценными бумагами.

Акции второго эшелона, список которых доступен на Российском рынке и которые можно приравнять к penny stocks:

  1. Башнефть
  2. Мечел
  3. Энел Россия
  4. Автоваз
  5. Черкизово Группа
  6. Иркутскэнерго
  7. Казаньоргсинтез
  8. Ленэнерго
  9. МРСК Центра и Приволжья
  10. МОЭСК
  11. Мостотрест
  12. ОГК-2
  13. Промсвязьбанк
  14. Группа Qiwi
  15. Распадская
  16. ТГК-1
  17. Трансконтейнер
  18. Уралкалий
  19. Корпорация ВСМПО-АВИСМА.

Относительно новых компаний наблюдается следующая схема: их владельцы всеми правдами и неправдами пытаются изначально выставить максимальную цену на свои акции, что, конечно же, приводит к последующему стремительному падению котировок. Наглядные примеры – «ЮТЭйр», «Иркут», «Якутскэнерго». Цены на эти ценные бумаги значительно снизились, колебания наблюдаются лишь в небольшом диапазоне. Но инвесторы в курсе дела, что заработать на этом все же можно, приобретая такие акции на мощных уровнях поддержки и продавая на таких же уровнях сопротивления.

Как научиться работать с акциями-аутсайдерами

Как известно, торги по акциям второго и третьего эшелона проходят не так уж интенсивно, в отличие от раскрученных «голубых фишкек», в результате на графиках часто можно наблюдать разрывы.

От общепринятого технического анализа в таких случаях мало толку. К тому же, мизерная ликвидность сильно затрудняет расчет «справедливой» цены акции. Играют свою роль и спред между ценами покупки и продажи, который в данном случае может повышаться как до нескольких процентов, так и до десятков процентов, что делает невозможным применение скальпинговых стратегий.

Чтобы удачно войти в сделку по акции 2 или 3 эшелона, потребуется продолжительная подготовительная работа. В частности, надо собрать информацию из различных направлений:

    • полугодовые и годовые отчеты о результатах работы, прибыль, убытки, изменение показателей на графиках;
    • информация на настоящее время, например, размер активов, доля акций, находящаяся в свободном обращении, а также капитализация;
    • данные о заседаниях акционеров, о принятых решениях руководства по выплате дивидендов, а также об изменениях в правилах выплат;
    • возможны ли изменения руководящего состава или в рядах акционеров в ближайшем будущем, будут ли выкуплены крупные пакеты акций, предвидится ли поглощение компании какой-то крупной корпорацией;
    • любые события, способные оказывать воздействие на цену активов, то бишь громкие скандалы, судебные приговоры, большие штрафы, открытие новых мощностей и т.п.

Мониторить информацию можно с помощью информационных финансовых порталов. Вообще, на таких известных финансовых сайтах, как investing.com и finanz.ru редко можно найти данные по эмитентам, не состоящих в первом эшелоне. Однако подобная информация может быть доступна на ресурсах агентства «Интерфакс», таких, как e-disclosure_ru и disclosure_skrin_ru.