Всем привет! Сегодня поговорим о так называемых санкциях против России от враждебных стран, а так ли они страшны на самом деле?

Сейчас очень много говорят о санкциях, наложенных странами запада на нашу страну в связи с проводимой военной операцией по денацификации и демилитаризации Украины. Звучат громкие заявления – финансовая война, крах экономики, заморозка активов. Но все ли так страшно с этими самыми санкциями и не открывают ли они России перспективы для серьезного развития, не просчитанного западом? Попробуем разобраться.

Начать, пожалуй, стоит с наших золотовалютных резервов, а на середину февраля размер этих резервов достигал 639 миллиардов в золоте и иностранной валюте, а также 182 миллиарда, размещенные в Фонде национального благосостояния, из которых свыше 2,3 тысяч тонн золота.

Золото Российской Федерации находится в Центральном хранилище Банка России в Москве, также часть запасов хранятся в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Отсюда следует вывод, что “заморозить” наше золото, хранящееся внутри страны, невозможно.

Сложнее дело обстоит с запасами в валюте, которые до недавних пор в значительных объемах были размещены как раз за пределами России, но, начиная с середины прошлого года, опять же в немалой доле были перенесены из западных юрисдикций в Россию и частично в Азию. Отсюда и недовольство Евросоюза и США , которые были крайне удивлены, что не добрались до “лакомого куска”. А не добрались они до него благодаря довольно хитрым и продуманным действиям российских властей, которые просто не показали реальную картину структуры резервов в своем последнем квартальном отчете, продублировав данные годовой давности.

И пока Запад, потирая руки, готовился заморозить почти половину российских международных активов на сумму более 300 миллиардов, их планомерно выводили из их юрисдикции.

Мы не можем заблокировать резервы российского Центрального банка, которые находятся в Москве или Китае. В последние годы Россия размещала свои резервы все больше и больше в странах, где мы не могли бы их заблокировать, – заявил председатель Европарламента Жозе Боррель.

По оценкам экспертов Россия получили заморозку активов на сумму 100-120 миллиардов, что составляет лишь 20% всех резервов, а почти 80% были вовремя выведены. При этом действия по заморозке, предпринятые ЕС и США “развязали руки” российским властям, которые смогут, и это будет крайне правильным, с целью зеркальной меры – заморозить европейские и американские средства уже в российских банках и на территории нашей страны.

А вот что по поводу заморозки иностранных активов на территории России говорит известный экономист Михаил Хазин:

Проблем у нас никаких нет – мы будем монетизировать экономику, мы все равно их напечатаем. Если говорить об аналоге, то аналог этих денег – это их активы на нашей территории. Пока мы только запретили переводить дивиденды и платить по кредитам. Но фокус в том, что их активы и получаемые здесь деньги больше, чем наши резервы. В этом смысле они проиграют.

С “замороженным” резервом вроде бы все понятно. Следующая страшилка – отключение российских банков, попавших под санкции, от системы межбанковских платежей SWIFT, которой тоже так любят в последнее время пугать россиян, далеких от понимания сущности вопроса.

SWIFT – это расчетная система, мы жили и до нее. И любой банк, который попадает под ограничения, может просто обсудить с любыми банками-корреспондентами другую форму обмена информацией. Можно посылать факсы, использовать систему электронной подписи, пользоваться телексом. Это будет очень нетехнологично, очень медленно. Та же самая телексная система – непонятно, существует ли она сейчас в западных банках. Это потребует определенной работы между российским банком и его контрагентом на Западе. Поэтому отключение от SWIFT – проблема в большей мере техническая, чем фундаментальная.

Идем далее, а далее стоит перечислить наиболее возможные изменения, которые произойдут в финансовом мире в результате выхода России из валютно-экономической зоны США. Очень вероятно, что уже в ближайшем будущем аналогично поступят и другие страны, такие как Китай, Индия, Бразилия, Пакистан, страны Евразийского пространства, Сербия, Венгрия, Аргентина и другие. И сделают это они не ради нашей поддержки, а в связи с явно прослеживающимся падением американской валютной зоны.

И, наконец, по итогам завершения Россией спецоперации на Украине будет сформирован альтернативный путь из Китая в Западную Европу через Казахстан, Россию, Украину, Венгрию, минуя Прибалтику и Польшу, что станет последним гвоздем в крышку гроба старой экономической модели. И этой возможностью нужно активно пользоваться – развивая внутреннее производство, отказавшись от ширпотреба, ввозимого нам из-за рубежа, стимулируя внутренний спрос на товары производимые внутри страны и повышая их привлекательность для экспорта.

До 2014-го была огромная проблема с импортозамещением. Но кризис, связанный с присоединением Крыма, с Украиной побудил изменить политику. И то, что я сегодня вижу в сельхоз- и дорожном машиностроении доказывают: появились стимулы развивать производство. Конечно, они нерешительного, недостаточного характера… Но толчок был.

Думаю, нынешний – второй – толчок все-таки сработает в правильном направлении.

Очень надеюсь, что тот кризис, который сейчас неизбежно начнётся, заставит власти выбрать правильное направление, побудит их изменить экономическую политику. До сих пор эта политика, в том числе налоговая и действия ЦБ, были причинами отставания России в экономике. Думаю, сегодняшняя ситуация побудит власти наконец изменить подходы и вести экономическую политику более независимо.

Но потери, безусловно, будут. Причём с обеих сторон. Ведь это ударит и по нашим западным партнёрам.

И нам действительно будет дискомфортно и сложно в ближайшие месяцы, а то и годы, но происходящее стоит рассматривать именно как историческую возможность для России вернуться на мировую арену не только в качестве серьезной военной и политической державы, но и экономической. А это, согласитесь, уже совсем иной уровень.

Zа сильную и независимую Россию, Vместе победим!!!